Механизм информационного взаимодействия в социальной среде

В философии возникновение информационного взаимодействия рассматривается как генетическая предпосылка сознания. Любая реальная взаимная связь живых существ, в том числе и человека, с окружающим миром предполагает использование информации об этом мире в качестве средства регуляции и управления собственным поведением, что обеспечивает адекватные взаимоотношения с действительностью.

Активность как атрибутивный признак отличия живой природы от неживой органически связана с использованием информации — обязательного условия и предпосылки этой активности.

Информационное взаимодействие является прежде всего разновидностью социального взаимодействия, в теории которого, однако, используется крайне редко, как и в теории массовых коммуникаций. Есть основания полагать, что понятие «информационное взаимодействие» должно иметь научный статус, так как процессы социального взаимодействия и массовых коммуникаций осуществляются посредством обмена информацией.

Интересно
Как известно, для производства, передачи и потребления информации люди вступают в определенные отношения, от которых зависит результат их совместной деятельности. Исходя из практики можно сказать, что объект информационной деятельности — это люди и система отношений между ними. Таким образом, конкретное рассмотрение ситуаций, их связей с информационными потребностями и интересами индивидов и социальных групп дает возможность раскрыть содержание информационных процессов в целом.

Проблемы информационного взаимодействия не могут быть исследованы вне субъектно-объектной диалектики этого процесса.

Выявление субъекта и объекта неизбежно также в силу того обстоятельства, что здесь мы имеем, во-первых, одну из форм фиксации результатов отражения объективного мира в человеческом сознании, во-вторых, фиксацию сообщения результатов отражения другим людям.

Традиционное рассмотрение субъектно-объектных отношений заключается в подходе к этой проблеме с позиций гносеологии.

И тогда объект выступает как некое пассивное начало, подлежащее познанию, а субъект — как некое активное начало, познающее объект. В установлении взаимоотношений инициатива не принадлежит потребителю: произведенная информация должна быть передана ему; поэтому производящий и передающий информацию — ведущая сторона информационного взаимодействия, а потребляющий — активная.

Следовательно, информационное взаимодействие есть процесс асимметричный.

Общая схема информационного взаимодействия имеет некую структуру, направление, интенсивность, длительность во времени, протяженность в пространстве. Основные элементы структуры здесь производство и потребление, в связи с чем обозначены производитель информации и потребитель информации. Носитель активного начала — производитель — может восприниматься как субъект процесса, потребитель информации выступает в роли объекта процесса.

В момент взаимодействия субъект, передавая прямую информацию объекту, может одновременно (например, в диалоге с телезрителями и радиослушателями в прямом эфире) либо в течение некоторого времени (например, в редакции средств массовой информации через письма читателей, телезрителей, радиослушателей, социологические опросы) выявлять и получать обратную информацию относительно объекта.

Обратная информация изменяет, уточняет представление субъекта об объекте, вследствие чего субъект вносит коррективы в свою деятельность. Иными словами, взаимодействующий с объектом изменяет его и изменяется сам. Обнаруживая, что знания об объекте неполны, субъект восполняет их и это позволяет ему действовать с большим успехом, чем прежде.

Поскольку информационные процессы пронизывают человеческое бытие, индивид неизбежно участвует во всех видах деятельности, связанных с этими процессами. Отсюда ясно, что один и тот же индивид, одна и та же социальная группа могут выступать либо как субъект, либо как объект информационного взаимодействия. Говорить о различении субъекта и объекта имеет смысл лишь тогда, когда из комплекса информационного взаимодействия извлекаются для анализа, например, два соседних звена — производящий (передающий) и получающий (потребляющий) информацию.

Обратим внимание на информационные контакты в пространственном отношении. Они могут быть как непосредственными, так и опосредованными. В первом случае индивид, выступающий в роли субъекта, находится в личном контакте с объектом, во втором — связан с ним через систему технических средств. К числу опосредованных информационных контактов относится и передача информационных блоков от производителя к потребителю через третьего индивида. Вместе с тем такой вариант можно включить в число непосредственных информационных контактов, ибо третий индивид передает порученную ему информацию методом личного контакта.

Таким образом, массовая информация всегда несет в себе в скрытом виде историю субъектно-объектных отношений. Многочисленные изменения в соотношении ее подсистем, зависящие от социальных, психологических и иных особенностей субъекта, неизбежны и непрерывны. Целенаправленные и спонтанные изменения наслаиваются друг на друга, и от вектора равнодействующей этих изменений нередко зависит степень соответствия информации факту, событию, явлению, иначе говоря, степень достоверности или в более широком плане — степень надежности информационного взаимодействия.

Отношение участников общения друг к другу зависит от внешних, объективных условий: социальная среда, место, время, средство — и от внутренних, субъективных факторов: взгляды, мотивы, потребность, интерес, убеждения, активность, способность и т. п. Эти условия и факторы стимулируют либо затрудняют общение. В данном случае на пути между производителем информации и ее потребителем в процессе информационного взаимодействия могут возникать различного рода препятствия.

Интересно
Факторы, связанные с общественными отношениями, устанавливают внешние контуры социальной детерминации общения людей. Вместе с тем и внутренние факторы определяют, как человек относится к тем или иным социальным процессам. Здесь термин «отношение» подразумевает не только и не столько объективную связь человека с социальной действительностью, сколько его субъективную позицию в данной действительности. Отношение включает момент оценки, выражает активность личности в познании объективной реальности.

В данном случае речь идет о социально-психологической стороне общественных отношений, о специфике поведения личности под воздействием объективных социальных явлений. Независимо от того, исходит ли общение из сугубо личных или коллективных интересов, выступают ли его участники только от себя или как представители социальных групп, сам факт общения совершается как личностное отношение и проявляется в форме субъективных взаимовлияний, восприятий, ощущений, представлений.

Подобного рода взаимодействие есть не что иное, как своеобразная связь между производителем (источником) и потребителем информации, представляющая процесс передачи и потребления информации, который имеет две стороны: коммуникативную (обмен информацией) и деятельностную (взаимовлияние). Следует отметить, что такое «общение» нельзя рассматривать как однонаправленную информационную связь.

Главное во взаимодействии — не сам факт передачи информации, а ее восприятие и усвоение потребителем. При этом важно учитывать, что потребитель — не пассивный «всеядный» объект любой информации. Он выступает носителем активного начала, проявляющегося в его отношении и к передаваемой информации, и к самому ее производителю.

Далеко не вся информация воспринимается однозначно в силу различного рода причин, поэтому информационное взаимодействие всегда диалогично: производитель, передавая информацию, выявляет и получает от потребителя обратную информацию как реакцию. Практика показывает, что без устойчивой обратной связи с потребителем, без знания и учета его информационных запросов информационное взаимодействие не будет эффективным.

Конечно, это процесс несимметричный. Здесь субъект — ведущая сторона, так как ему принадлежит инициатива в производстве и распространении информации. Однако объект — активная сторона, ибо именно он осуществляет поиск, отбор и потребление предлагаемой ему информации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)