Коллективистическая цивилизация

Коллективистическая (коллективистская, восточная) цивилизация возникает вместе с политической формацией и является ее дополнением в структуре конкретного общества (страны). Коллективистическое общество является диалектическим единством политической формации и коллективистической цивилизации.

Классический вариант такой цивилизации представлен буддийской и конфуцианской цивилизациями. Он возник в глубокой древности в Индии и Китае. Такая же цивилизация расцвела в Древнем Египте, России (православная и советская) и других странах.

Коллективистическая цивилизация возникает из мифологической и сохраняет ее в себе в снятом виде. Влияние мифологии сказывается здесь во всем, особенно на уровне цивилизационной массы. Мы согласны с А.А. Ивиным, что коллективистические цивилизации не являются временным и трагическим отходом некоторых обществ от магистральной линии человечества, представленной индивидуалистической цивилизацией.

Эти общественные формации и цивилизации не злой умысел каких-то выдающихся личностей, а результат естественного развития всей совокупности общественных условий.

Коллективистическая цивилизация представляет собой общность людей, объединенных коллективистическим мировоззрением, институтами, образом жизни. Она возникает в условиях выживания народов в суровых природных и общественных условиях.

Коллективистическая цивилизация проходит в своем развитии следующие основные стадии: аграрную, аграрно-индустриальную, индустриальную. Они различаются между собой мировоззрением, ментальностью, характером людей, типом коллективистических институтов, коллективистическим образом жизни, но обладают общими чертами, на которые мы и обратим внимание.

Коллективистическое мировоззрение (религиозное или светское) существует в форме мировоззренческой теории (религиозной или философской). На этом уровне коллективистическая цивилизация существует в форме харизматического лидера, сакрального текста, мировоззренческой элиты, занятой разработкой, уточнением, толкованием священного коллективистического текста (Библии, Манифеста коммунистической партии, Программы КПСС и т.п.).

Например, коллективистическое (марксистско-ленинское) мировоззрение в СССР существовало в виде марксистско-ленинской идеологии (теории), ее создателей (Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и др.) и соответствующих элитарных организаций: идеологического отдела ЦК КПСС, журнала “Коммунист”, газеты “Правда” и т.п. На этом уровне ментальность, образ жизни людей носят подчеркнуто коллективистический характер, особенно на публике.

Базисный цивилизационный уровень включает в себя мощный мировоззренческий (идеологический) аппарат, образуемый либо церковью, либо партийными организациями (КПСС и т.п.). На уровне цивилизационной бюрократии это мировоззрение существует в форме догматических принципов, ритуалов, традиций и т.п.

Она занята его изучением, пропагандой, контролем. Цивилизационная организация (аппарат) включает в себя множество людей, которые сделали эту профессию способом и материальной, и духовной жизни. Они кровно заинтересованы в сохранении и распространении цивилизационных ценностей среди цивилизационной массы. Их ментальность и образ жизни очень близки к ролевому, предписанному мировоззренческим текстом.

Церковь и тоталитарная партия (КПСС, НСДАП и др.) являются в политической формации важнейшим элементом надстройки. В цивилизации общества они играют базисную роль, являются фундаментом воспроизводства и развития этой цивилизации.

Другие социальные институты, прежде всего деспотическое государство, с одной стороны, выражают коллективистическое мировоззрение, являются надстройкой цивилизации, а с другой стороны, выступают базисом политической формации. С первой стороны они следуют определенному сакральному смыслу, выраженному в убеждениях людей, а со второй стороны они реализуют определенные политические интересы, опираются на политическое насилие, дополняющее мировоззренческое убеждение.

Исходный (низший) цивилизационный уровень включает в себя цивилизационную народную массу. На этом уровне коллективистическое мировоззрение существует в виде мифов, сказок, туманных представлений, а также ритуалов, традиций и т.п. (например, парады, коммунистические субботники, социалистическое соревнование в советском социализме).

Цивилизационное мировоззрение народной массы, с одной стороны, обусловлено реальными условиями их жизни, требующими коллективистической (политической) формации, а с другой стороны, воспитывается под влиянием высшего и среднего цивилизационного уровня.

Важнейшими социальными институтами этого уровня являются семья, церковь, школа, которые поддерживают данное цивилизационное мировоззрение, ментальность, образ жизни, а не только готовят людей к жизнедеятельности в условиях политической формации.

Иерархический характер коллективистических цивилизаций достаточно жесткий: переход из одной ступени иерархии (касты) в другую возможен в исключительных случаях. Цивилизационная (не формационная) иерархичность выражается в уровне образования, ментальности, мировоззрении, образе жизни, участии в строго обозначенных цивилизационных институтах.

Вся цивилизационная иерархия ориентирована на единоличного правителя (деспота), который воспринимается в мировоззрении людей как божественный и совершенный. Сталин прекрасно понимал опасность слабой вертикальной мобильности индивидов для обновления правящей элиты общества.

Для усиления этой мобильности в советском обществе он ввел механизм доносов, “врагов народа”, репрессий, действующий кроваво, но весьма эффективно до определенного предела. К моменту номенклатурно-буржуазной (и криминальной) революции эта элита была фактически ликвидирована.

Основу коллективистической цивилизации образует коллективистский (соборный) тип личности. Принципом коллективистской ментальности, характера, образа жизни является, прежде всего, понимание человека как равного от природы по своим потребностям, ориентированного на сосуществование (взаимопомощь) с другими, имеющего общий для всех смысл жизнедеятельности.

Сущность соборного человека выразило, в частности, православие. В нем провозглашается идея коллективного, общего, соборного спасения (или гибели) людей. Коллективистская цивилизация отвлекается от неравенства людей по своим способностям, не замечает этого важнейшего свойства людей, оказывающего громадное влияние на их жизнедеятельность.

Коллективистская ментальность характеризует личность как подчиненную часть общества: семьи, общины, государства. В коллективистской цивилизации только семья, община “(трудовой коллектив), государство в лице их руководителей (и чиновников) являются личностями и обладают свободой, правом, ответственностью в строгом соответствии с должностной иерархией.

Человек является винтиком общественного целого, стремится укреплять его во имя цивилизационной идеи, средством реализации которой выступает деспотическое государство, трудовой коллектив, семья.

В коллективистской ментальности нет понятий частной собственности, предпринимательства, прав личности и гражданина, демократии, свободы мнений и т.п. В ней присутствует понятие неограниченной власти богов, императора, чиновников, неизбежность строгого повиновения старшим, обязательность страданий и кратковременность радости и т.п. Господствует понимание государства как большой семьи, а его властителя как ее главы.

Коллективистская ментальность характеризуется, прежде всего, преобладанием чувственного, интуитивного, символического над рациональным, понятийным, научным. Каждая вещь, событие, мысль представляет символ, чувственный образ чего-то сакрального, связанного с цивилизационной ценностью – идеалом. В этом проявляется мифологический характер коллективистической ментальности. Эта ментальность носит черно-белый характер, отличается агрессивностью к чужому, судит о целом по его свойству или части и т.п.

Коллективистическая ментальность иерархична, она рассматривает мир как иерархию частей, связанных высшим целым. В иерархической цепочке низшее звено подчинено высшему и приобретает символический смысл только по отношению к нему. Главной моральной ценностью является долг (и служение) перед государством, общиной, семьей.

Восприятие действительности и ее осмысление осуществляются через призму мировоззренческих догм, имеющих сверхъестественный характер, ниспосланных Христом, Магометом, Марксом и т.п. Сакральный текст носит умозрительный, символический, теоретический характер, что позволяет его толковать по-разному.

Наличие общей (соборной) цивилизационной идеи-смысла, выразителем которой является государство, сплачивала людей в единое цивилизационное, политическое, экономическое целое. Когда эта идея в очередной раз показывала свою утопичность (например, советская цивилизация), а государство разлагалось, то цивилизация разрушалась в своих формационных, политических, мировоззренческих основах, и народ искал их вновь.

Развитие коллективистической цивилизации происходит, с одной стороны, циклически, но каждый из этих циклов является поступательным развитием цивилизационных принципов, лежащих в основе коллективистической цивилизации. Медленность изменения цивилизации основана на прочности традиций, образующих основу образа жизни людей и цивилизационной иерархии.

В этой цивилизации не существует конфликта поколений. Авторитет старших поколений зиждится не только на религиозной, но и на практической основе: поколения жили веками в одних и тех же не изменяющихся условиях. Традиция канонизировалась и становилась вечной основой жизнедеятельности людей.

Развитие начинается, с одной стороны, с изменения образа жизни людей под влиянием экономики, а с другой стороны, под влиянием развития мировоззрения цивилизационной элиты, решения ею каких-то формационных задач.

Деспотическое государство в восточной цивилизации рассматривается как воплощение божественного, общественного, высшего начала, винтиком которого являются община и личность. Развитие деспотической формации, базисом которой является деспотическое государство, проходит стадии становления (укрепления), расцвета (могущества), упадка власти, разрушения формации в результате бунта народа, нашествия иноземцев.

Но цивилизацию это не затрагивает: она продолжает существовать, ожидая восстановления основных институтов общественной формации, являющихся одновременно выражением цивилизационности общества.

Еще раз нужно подчеркнуть, что разрушение политической формации означает не разрушение коллективистической цивилизации, а только изменение ее терминологической формы. Таким образом, формационное и цивилизационное развитие общества является несинхроническим.

Коллективистическая цивилизация реализует в своем мировоззрении, институтах, образе жизни несколько важных цивилизационных принципов, которые были теоретически осознаны в трудах Платона, Мора, Руссо, Маркса, Ленина, Сталина и др.

Изначально (аграрно-коллективистическая) цивилизация этого типа характеризуется четким разделением мира небесного, вечного, божественного, идеального и мира земного, бренного, греховного, материального. В первом мире господствует вера, идеал счастливой жизни, а во втором – интересы, страдания людей.

Но между этими мирами нет антагонизма: из земного мира можно при определенных условиях перейти в мир небесный. Развитие происходит циклично от прошлого, через настоящее в будущее. При этом земное и небесное время течет синхронно. Боги (и объективные законы) и люди живут в одном синхроническом времени, они взаимосвязаны и могут влиять друг на друга, что возвышает людей и позволяет богам (и объективным законам) учитывать мнения людей.

Главной цивилизационной целью, идеалом, ценностью считается постепенное приближение к некоему божественному идеалу, райской жизни. В ранних коллективистических цивилизациях это был рай на небесах. Пролетарско-социалистическая цивилизация видела цивилизационную цель в коммунизме, где будут только трудящиеся и где действует принцип “от каждого – по способности, каждому – по потребностям”.

В национал-социалистической цивилизации таким идеалом является расово-чистое общество, для которого будет действовать тот же коммунистический принцип. Благодаря неясности прекрасной цивилизационной цели, она становится огромной мобилизующей силой, заставляющей миллионы людей переносить страдания во имя себя.

По-видимому, мифологическая основа этой идеи, корни которой лежат в архетипах коллективного бессознательного, образует тот мощный энергетический механизм, питающий в конечном итоге эту цивилизационную идею, а через нее и все остальные составляющие цивилизации.

Ценностями коллективистической цивилизации являются боги, император, генеральный секретарь, олицетворяющие цивилизационную идею. Целью жизнедеятельности людей является также постижение сакрального (тайного) смысла происходящего, в том числе и своей жизни. Это сопровождается стремлением к мировоззренческому совершенству.

Социальным идеалом является человек высокого долга, коллективизма, почитающий мудрость старших и т.п. Личное начало в коллективистическом мировоззрении полностью подчинено семейному, общинному и государственному, что обусловлено господством общины в жизни индивидов, подчинением общин государству и императору.

Для этой цивилизации характерна истовость религиозного поиска, стремление к духовному совершенству, строгое следование существующим традициям. Такая цивилизация отличается оптимизмом, жизнерадостностью, уверенностью в светлом будущем, пока цивилизационный идеал не девальвируется. Личность не считается ценностью, она представляет собой песчинку в океане вечности, от которой мало что зависит.

Цивилизационный идеал всегда предполагает своего цивилизационного врага. Враги этой цивилизации многочисленны, коварны, агрессивны и т.п. Их видят, прежде всего, в индивидуалистической цивилизации: индивидуализме, частной собственности, демократии, плюрализме мнений, многообразии мировоззрений (идеологий), раскованном образе жизни и т.п.

Этих врагов видят в себе самом (последствие человеческого грехопадения), в окружающих людях (ведьмы в период инквизиции, враги народа в СССР) и институтах, в странах, выступающих воплощением индивидуалистической цивилизации. Таковым врагом для коллективистических обществ являются сейчас США и подобные страны.

Коллективистическая цивилизация в форме ее цивилизационного текста, социальных институтов, образа жизни ее представителей основывается на том, что реальная жизнь и экономическая формация, сложившиеся стихийно, не соответствуют идеям справедливости, братства, равенства, которые не являются разумными.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)