Капиталистическая формация

После гибели античного мира в результате внутреннего кризиса и агрессии варваров в Европе возникла феодальная формация (и деформация), представлявшая собой, на наш взгляд, смешанную, варварско-античную, политико-экономическую формацию общества.

Анализ этой формации будет осуществлен в следующем разделе, чтобы сохранить логику развития экономической формации, показать ее следование диалектическому закону отрицания отрицания.

Капиталистическая формация возникла в недрах феодализма из остатков античной формации. Она критически проанализирована Марксом и Энгельсом в “Манифесте коммунистической партии” и потому называется марксовским капитализмом. Капиталистическая формация – это высшая и последняя (по мнению Маркса и коммунистов) экономическая формация, после которой должен возникнуть коммунизм – неэкономическая формация общества.

Капиталистическая формация, выступая дальнейшим развитием античной формации, складывалась в течение длительного времени и проходила несколько стадий.

Это метасистема безжалостного социального соперничества (и эксплуатации) на всех уровнях общества (демосоциальном, экономическом, политическом), динамичного развития, потребительского отношения к природе, накопления богатства и улучшения качества жизни людей. Опираясь на М. Вебера и Маркса, можно условно выделить следующие этапы становления этой формации.

Первый этап характеризуется появлением элементов будущей капиталистической деформации в виде немногих капиталистических предпринимателей и капиталистических хозяйств (предприятий), элементов демократического государства (и права), либеральной идеологии. При этом перечисленные элементы появлялись не одновременно.

Такой капитализм Вебер называет авантюристическим, архаическим, потребительским, традиционным. Его особенность в том, что продукцию для товарно-денежного обмена должны были создавать или добывать другие, а не сами ростовщики, военные поставщики, крупные торговые предприниматели, финансовые магнаты. Кроме прочего, они были ориентированы на потребительство, а не на накопление капитала.

Зачатки капиталистической (мануфактурной) деформации возникли в XIV и XV вв. в отдельных городах Средиземноморья в процессе развития ремесла и торговли в средневековых городах. Класс буржуазии вырастал из купцов, ростовщиков, богатых ремесленников. Он вступил в союз с королевской властью и через нее ускорил процесс капитализации своих стран.

Первичное накопление капитала было результатом лишения мелкого сельского собственника средств производства и его эксплуатации. Средствами первичного накопления были также грабеж колоний, система откупов и подрядов, государственный протекционизм и т.п.

В XVI в. простая капиталистическая кооперация (ремесленничество) сменилась мануфактурой на основе пооперационного разделения труда, что привело к росту производительности и качества.

Этот переворот коренным образом изменил вначале экономическую, а затем политическую и духовную сферы общества. Мануфактурная стадия длилась до XVIII в. включительно. Конец мануфактурной стадии был началом буржуазно-демократических революций.

Далее, в середине XVIII в. начался промышленный переворот, переход к крупному машинному производству. Это было начало домонополистической стадии капиталистической формации. Решающий скачок в его становлении произошел в Англии, где капиталистическая экономика соединилась с огромным технологическим потенциалом, который высвободила техническая революция.

Мишель Альбер полагает, что важнейшим признаком становления капитализма является освобождение капитализма от влияния государства. Он называет этой датой закон Ле Шапелье, принятый в 1791 г. во Франции, который “…ввел, в противовес прежней опеке монархического государства, свободу торговли и промышленности”.

Становление марксовского капитализма сопровождалось созданием либеральной идеологии. Согласно этой идеологии мир устроен плохо, но плохой мир лучше, чем революционный процесс. Эта идеология ориентирует на эволюцию в общественном строе, которая медленно, но все же улучшает положение людей.

Главные принципы идеологии и политики либерализма:

1) использование стихийных (спонтанных) сил общества по возможности без принуждения государством;

2) господство культурно-политических понятий свободы, равенства, братства, при которых возможна только демократическая система управления обществом;

3) демократия определяется через систему выборов власти в условиях свободной состязательности, предполагающей конфликт, носящий идейно-политический характер, не превращающийся в военное противоборство.

Вебер сделал вывод о том, что комбинация:

1) экспериментальной науки и искусства,

2) рационального права и государственного строя,

3) рациональной частнособственнической экономики,

4) капиталистического этоса, ориентированного на рационализацию производства, профессиональный долг, максимальную прибыль, заботу о своем предприятии, создали уникальную формационную систему, которая не знает себе равных по своей адаптивной способности к историческим вызовам.

Вебер называет этот капитализм буржуазным (и этическим), в противоположность авантюристическому (и безнравственному) капитализму раннего периода.

Окончательная (политическая) победа буржуазии и начало завершения капиталистической формации произошли в результате буржуазных революций: нидерландской (конец XVI в.), английской (1642-1649), французской (1789-1794) и др.

По мнению Маркса, эти революции провозглашали политический строй нового европейского общества… победа буржуазии означала тогда победу нового общественного строя, победу буржуазной собственности над феодальной, нации над провинциализмом, конкуренции над цеховым строем… господства собственника земли над подчинением собственника земле, просвещения над суеверием, семьи над родовым именем, предприимчивости над героической ленью, буржуазного права над средневековыми привилегиями.

Возникли буржуазное государство и право как воля буржуазии, выраженная в системе законов, на страже которых стоит вся мощь государственной машины. Создание капиталистической (марксовской, либеральной и т.п.) формации было завершено. Нужно признать, что адаптивная способность до сих пор составляет бесспорное превосходство капиталистической формации обществ.

Исходной сферой марксовского капитализма стала, прежде всего, новая географическая сфера, включающая великие географические открытия, обнаруженные богатые сырьевые ресурсы, открытые новые земли и народы как объект возможной колонизации и т.п. Демосоциальной основой стало появление класса буржуазных потребителей, ставящих в качестве важнейшего мотива жизнедеятельности развитие потребления, улучшение комфорта жизни.

Происходит быстрое развитие потребностей и потребления, формируется буржуазный социальный характер, которому присущи такие “…качества, которые требовала система от человека, – эгоизм, себялюбие и алчность…” – писал Э. Фромм. При этом утверждается, что эти качества являются врожденными. Общества, в которых не было указанных качеств людей, считались “примитивными” или “традиционными”.

Быстро возникает и углубляется противоречие между действительными, насущными и удовлетворяемыми потребностями трудящихся, между потреблением пролетариев и потреблением буржуа.

Потребности трудящихся растут быстрее, чем их удовлетворение. Возникшая реклама назойливо формирует потребности, которые вступают в противоречие с возможностями их удовлетворения. Возникает разрыв между ростом материального и духовного потребления. Последнее ставит на повестку дня вопрос о духовной деградации капиталистического общества в результате расцвета массовой культуры.

Демосоциальная сфера общества, потребители становятся верховным авторитетом по отношению к экономике. Они определяют, что купить или не купить из производимого предприятиями, в каком количестве и какого качества.

Купля-продажа непосредственно определяет цены потребительских товаров и опосредованно цены инвестиционных товаров (рабочей силы и средств производства), оказывая влияние на экономический базис. Покупательская активность влияет на прибыли и убытки предпринимателей, определяет ставки кредита, индивидуальный доход предпринимателей.

Рынок становится неотъемлемой составной частью демосоциальной и экономической сфер, связывая их воедино и являясь составной частью обеих сфер. Он представляет собой механизм образования цен на товары массового спроса, ставок заработной платы, определяет прибыли и убытки.

Рынок согласует усилия производителей, финансистов, торговцев, потребителей. Свободный рынок подчиняет производство, распределение, обмен потреблению. Он представляет собой демократическую систему, в которой голос имеет каждый потребитель, имеющий деньги или товар.

У богачей и бедняков разное количество голосов на этом демократическом ристалище. Но богатство является результатом прошлых экономических выборов. Если в настоящем предприниматель не сумеет удовлетворить потребителя, то понесет убытки, а другой получит прибыль и обогатится. Именно потребители в конечном итоге, владеющие средствами, превращают бедняков в богачей, и наоборот.

Произошла урбанизация жизни, разрушение большой семьи и распространение нуклеарной (родители и дети). Чтобы получить рабочих для промышленного производства, основные функции семьи (воспитание, лечение, обучение и т.п.) были переданы специализированным институтам капиталистического общества, которые частично и функционально стали составными частями демосоциальной сферы.

Увеличивается миграция населения из деревни в города, которые переполняются пролетариями. Возникает избыток рабочей силы. Ухудшается психофизическое здоровье городского простонародья. Растут старые феодальные города и возникают новые вокруг центров сырья или промышленных предприятий.

Возникает противоречие между городом и деревней. Меняется этническая структура общества: из многих этносов складывается более высокая форма гражданско-правовой общности людей – нация.

Базисом капиталистической формации становится капиталистическая экономика, включающая в себя:

1) машинное производство;

2) капиталистическую собственность на средства производства и формальную свободу от них рабочих, вынужденных наниматься к капиталистам;

3) бурное развитие рыночных отношений, товаров, труда, услуг, конкуренции и т.п.

Значительно выросли эффективность общественного производства, степень эксплуатации рабочих, экономическая поляризация капиталистов и рабочих, рост классовой борьбы рабочих за свои права.

Технетическую основу капитализма образует вначале простая капиталистическая кооперация, затем мануфактура и, наконец, крупное машинное производство, основанное на новой технетике (материалах, технике, технологии) и науке.

Раздробленное мелкое производство заменяют фабрики и заводы, оснащенные высокопроизводительной техникой, развивается специализация промышленных предприятий, усиливаются технические и экономические связи между ними. В крупном машинном производстве капитализм обретает свою технетическую основу. Каждый из этих этапов связан с повышением производительности общественного труда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)