Классификация отношений – когнитивный компонент

Отношения личности являются отношениями ко всей пред- стоящей и познаваемой действительности. При анализе содержания отношений их можно дифференцировать ровно настолько, насколько анализ дифференцирует действительность, окружающую личность, на отдельные ее элементы.

Каждое отношение, выделяемое при психологическом анализе целостной личности, направлено на определенный элемент действительности. Именно в этом смысле можно говорить об отношениях, связанными с отдельными людьми, объектами, событиями, а также, в свою очередь, с их отдельными качествами, свойствами, сторонами.

Настолько, насколько при конкретном психологическом анализе целесообразно расчленять предстоящую личности действительность, настолько целесообразно расчленять эти отношения.

В соответствии с проводимым анализом рассматриваемые отношения различаются степенью обобщенности. Наряду с отношениями к единичным объектам, могут быть выделены отношения к более или менее общим классам объектов (например, отношения к конкретным индивидам – отношения к мужчинам, женщинам, детям и т.п. – отношения к людям вообще).

Наряду с отношениями к целому можно выделять отношения к части этого целого (отношение к семье – отношение к матери, отцу, супруге, супругу, детям и т.п.). В. Н. Мясищев писал: “Личность характе- ризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему отношений можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны не были, каждое из них всегда остается личностным”.

Нельзя дать исчерпывающую классификацию отношений к действительности, также как невозможно достаточно полно классифицировать саму действительность. Однако психологический анализ показывает, что могут быть выделены наиболее существенные классы отношений.

В системе отношений человека особое место занимает его отношение к самому себе. Отношение к себе, в свою очередь, является системным. При психологическом анализе в отношении к себе могут быть выделены такие отношения как: отношение к своему физическому и психическому состоянию (самочувствие, настроение, работоспособность, уровень внимания и др.), к своим способностям, к характеру, к выполняемым социальным ролям, к личностному и социальному статусу и пр.

Отношение к себе может дифференцироваться настолько, насколько человек в процессе рефлексии в состоянии дифферен- цировать свою личность и оценивать свое место среди других людей, в пространстве ценностей, принятых в обществе, в его референтной группе и разделяемых им лично.

Одной из интегральных характеристик отношения к себе является самооценка. Человек оценивает свое положение в системе положения в системе принимаемых им личностных ценностей, степень соответствия своим идеалам, к которым он стремится, с одной стороны, и тому, что человек отвергает, с другой.

Такая самооценка формируется на основе принятых человеком этических, эстетических правовых и других общественных критериев поступков, поведения и жизнедеятель- ности людей. Путем сопоставления с этими критериями человек определяет степень нормативности различных проявлений своей личности.

Отношение к другим (конкретным) людям: к семье и ближайшим родственникам (мать, отец, братья, сестры, супруг, супруга, дети); к ближайшему окружению вне семьи (друзья, знакомые, соседи и др.); к окружающим на работе (сотрудники, начальство, подчиненные, администрация и др.); к окружению при других формах социального функционирования (школьные учителя детей, лечащие врачи, продавцы и др.).

По отношению к каждому из конкретных людей справедливо то, что было уже сказано по отношению к самому себе. Так, в отношении к другому человеку при психологическом анализе можно выделить отношения к различным сторонам и проявлениям этого человека.

При этом самое существенное значение имеет то, что отношение одного человека к другому являются субъектно-субъектными и представляют собой взаимоотношения. Поэтому мое отношение к другому человеку во многом детерминируется его отношением ко мне.

Отношение к социальным группам, коллективам, общностям: профессиональным; социальным; политическим; возрастным; территориальным; этническим и др.

Отношения к социальным группам, коллективам, общностям являются обобщенными отношениями в том смысле, в котором об отношениях сказано выше.

Можно выделить отношения к живому миру. Сюда можно отнести как отношения к отдельным представителям живой природы, так и отношения к отдельным породам, видам и живой природе в целом.

В этот класс отношений включаются отношения к окружающим человека конкретным и обобщенным, естественным (природным) и искусственным объектам, например: к пище, к предметам домашнего обихода, к одежде, к жилищу, к транспорту, к району проживания и др.

Важно напомнить, что отношение к любому предмету является отношением к его существу, его смыслу.

Отношения к событиям

Сюда можно отнести, прежде всего, отношения к событиям в собственной жизни и жизни других конкретных людей.

Отношения к отдельным конкретным событиям в собственной жизни: окончание школы, рождение ребенка, смерть близкого человека, переезд в другой дом или город, выход на пенсию, конфликт и др.

Отношения к обобщенным событиям в собственной жизни и жизни других людей.

Важным принципом обобщения событий при анализе системы отношений выступает характер функционирования людей.

На основании этого принципа выделяются отношения к видам физиологического функционирования (отношения, связанные с питанием, сном, сексуальной сферой и др.) и к видам социального функционирования (труд, учеба, общение, выполнение домашних обязанностей, самообразование, отправление религиозных обрядов, общественно-политическая деятельность и др.).

При этом следует иметь ввиду, что любое функциониро- вание личности осуществляется человеком в процессе психической деятельности, и в этом смысле отношения могут подразделяться, в частности, по видам и характеристикам этой деятельности, условиям, в которых она осуществляется.

Отсюда вытекает выделение отношений личности к условиям функционирования: условия трудовой деятельности; условия учебы; жилищно-бытовые условия; материальные условия и др.

Другим часто используемым принципом обобщения событий является временной принцип. На его основе выделяются отношение к прошлому, настоящему, будущему.

Этот принцип может детализироваться применительно к конкретным периодам времени (детство, обучение в школе, период болезни, пенсионный период и др.).

Могут быть и другие критерии обобщения событий и сочетания этих критериев. Все перечисленные принципы могут быть распространены и на отношения к событиям в жизни не конкретных людей, а в жизни социальных групп, коллективов, общностей (конкретное историческое событие в жизни государства, безработица, направления в искусстве и др.)

Отношения к событиям включают отношения к событиям в живой природе (зацветание растений, перелет птиц, вымирание видов животных и др.) и события в неживой природе (техниче- ские катастрофы, землетрясения, изменения климата и др.).

Выше представленные классификации отношений на основе когнитивного компонента к различным элементам действительности, выполненные при психологическом анализе отношений, являются наиболее распространенными.

В то же время они, конечно, не исчерпывают всего многообразия возможных классификаций того же рода. Каждая такая классифи- кация должна быть оправдана целью и условиями психологичес- кого исследования.

Классификация отношений – эмоциональный компонент

Как уже было сказано выше, при психологическом анализе описание каждого отношения включает эмоциональный компонент. Этот компонент может быть охарактеризован и классифицирован так, как могут быть охарактеризованы и классифицированы эмоции, чувства. При этом используются те или иные современные их классификации, избранные в зависимости от целей, стоящих перед исследованием.

К наиболее существенным таким классификациям относит- ся деление отношений по общей направленности их эмоционального компонента – на положительные, нейтральные, отрица- тельные и положительно-отрицательные (противоречивые).

Эмоциональная сторона отношений может быть охарактеризована с помощью всех существующих в научно- психологической, художественной литературе и живом разговорном языке понятий, используемых для описания всей полноты эмоциональной и чувственной жизни человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)