Защита экологических прав граждан (получение информации)
Защита экологических прав и интересов граждан осуществляется посредством получения информации.
С получения достоверной информации должна начинаться любая деятельность, направленная на улучшение качества окружающей природной среды. Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации (ст. 29).
Основным препятствием для получения информации может стать засекречивание интересующих граждан сведений.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» установил, «что отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии со специальным Перечнем, утвержденным Президентом (ст. 9)».
Столкнувшись с проблемой засекреченности необходимых сведений, граждане должны иметь в виду ряд положений Закона о государственной тайне. Прежде всего, Закон дает исчерпывающий список видов сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне (ст. 5). В нем также определено, какие именно сведения не подлежат засекречиванию (ст. 7). В число таких не подлежащих засекречиванию включены, помимо прочих, сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения…;
- о фактах нарушения прав и свобод человека.
Закон о государственной тайне предусматривает, что обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд (ст.ст. 7, 15).
Граждане могут получать интересующую их информацию непосредственно от государственных органов, ссылаясь также на свое право на информацию, затрагивающую их права и свободы, провозглашенные Конституцией Российской Федерации (ст. 24).
Существует специальный Указ Президента России, который предписывает, что в целях обеспечения свободы получения гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также предприятий, общественных объединений, должностных лиц их деятельность должна осуществляться на принципе информационной открытости.
Согласно Указу этот принцип выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемых ими решений, связанных с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.
На отмеченные правовые нормы можно ссылаться гражданам, желающим получить информацию в диалоге с государственными структурами.
Для выбора оптимальной стратегии действий для решения экологической проблемы необходимо располагать как минимум следующими видами информации:
- о правовом регулировании использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;
- о состоянии окружающей природной среды и воздействии на нее.
- Юридическая ответственность
- Исполнительные механизмы
- Правовые нормы
- Роль самоуправления
- Распределение полномочий между уровнями управления
- Регионализация эколого-правовых механизмов как мировая тенденция
- Контроль за экспортно-импортными операциями
- Система лицензирования природопользования
- Контроль за состоянием ландшафтов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу