Учение о боли
Боль — это своеобразное психофизиологическое состояние человека, которое возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей, вызывающих органические или функциональные нарушения
в организме.
Исходя из системного подхода, целесообразно рассматривать боль как интегративную функцию организма, которая мобилизует самые разнообразные функциональные системы для защиты его от вредящего фактора и включает такие компоненты, как сознание, ощущения, эмоции, память, мотивации, вегетативные и поведенческие реакции.
Существуют различные подходы к объяснению боли.
Психоаналитический подход
Боль — плач — утешение любимым человеком — устранение боли. Эта цепь играет важную роль в становлении нежных любовных отношений и позволяет объяснить «сладкое удовольствие» от боли. Боль позволяет сблизиться с любимым человеком.
Боль — наказание. Боль наносится, если « я плохой». В этом случае она сигнал вины, важный посредник для искупления вины (некоторые люди рады боли, если это приводит к прощению их и соединению с любимым человеком).
Боль сочетается с агрессивными стремлениями и стремлениями к власти. Если они встречают сильное противодействие — возникает боль.
Существует определенная связь между болью и реальной или воображаемой потерей любимых лиц, в особенности, если есть вина в агрессивных чувствах по отношению к ним. Человек уменьшает чувство
потери, испытывая боль в своем теле. Боль может заменить потерянный объект любви, локализация боли определяется бессознательной идентификацией с ним.
Поведенческий подход
В бихевиоризме развитие хронической боли объясняется на основе оперантного научения. Типичное поведение при хронической боли или «привычка к боли», возникнув как следствие незначительного поражения, продолжается, пока последствия благоприятны, и, в конце концов, отрывается от лежавшей в основе патологии и сохраняется после того, как органический патогенный фактор утрачен.
Когнитивный подход
Убеждения, оценки и ожидания относительно боли, ее интерпретация влияют на поведение и эмоции больных. Современные концепции боли указывают на многокомпонентность болевого переживания.
Три психологических уровня боли (Г. Н. Кассиль):
- специфические особенности боли как обычного физиологического чувства;
- мотивационно-эмоциональные проявления;
- познавательно-оценочный аспект боли.
Три компонента болевого переживания (М. Бонд):
- сенсорный;
- эмоциональный;
- поведенческий.
Боль ощущается через сенсорные сигналы, поступление которых в мозг приводит к болевым ощущениям. Они называются ноцицептивными (болевыми), а их рецепторы — ноцицепторами, то есть это нервные окончания, при возбуждении которых человек ощущает боль.
Рецепторы боли находятся:
- в коже;
- в соединительных оболочках мышц;
- во внутренних органах;
- в надкостнице;
- в роговице глаза.
Восприятие боли имеет сложный характер. Чувствительность к боли варьирует в широких пределах. Под влиянием представления о типе боли и возникающего на его основе напряженного ожидания сильно эмоционально-отрицательно окрашенного:
1.Значительно повышается чувствительность (уменьшаются пороги болевой чувствительности).
2. Повышается выносливость к боли (увеличиваются верхние пороги болевой чувствительности) благодаря включению в переживание волевых компонентов.
Переживание боли зависит от:
- силы и длительности болевого раздражителя;
- типа нервной системы;
- психологических факторов:
- отвлечение внимания и сосредоточение на боли;
- ожидание боли;
- прошлый опыт;
- эмоциональные состояния (горе, радость, гнев);
- особенности личности (стойкость и выносливость;
- изнеженность;
- общественно-моральные установки; содержание и направленность жизненных отношений человека,определяющих его отношение к боли).
Боль вызывает функциональные изменения вегетативной нервной системы:
- расширение зрачков;
- побледнение лица;
- холодный пот;
- тахикардию;
- повышение кровяного давления.
И выражается:
- словами;
- жестами;
- мимикой;
- специфическими позами;
- походкой;
- поведением;
- эмоциональными реакциями и состояниями (гнев, депрессия).
- Патопсихологические методы исследования
- Недоразвитие речи и ее нарушения при снижении интеллекта
- Проблема мозговой локализации психических функций
- Предмет и задачи нейропсихологии
- Дети и болезнь
- Проблемы аномального онтогенеза
- Социальная поддержка как фактор смягчения кризисного состояния
- Заключительная стадия психологического сопровождения
- Реабилитационная стадия психологического сопровождения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу