Структура политической системы

Политическая система служит для управления другими сферами общества. Она играет интегрирующую роль, превращает совокупность систем общества в органичное целое. Политическая система представляет собой совокупность политических субъектов (элит, государства, партий, общественно-политических организаций) и отношений между ними.

Главным элементом политической системы общества выступает государство, представляющее собой с социально-философской и социологической точек зрения совокупность государственной власти, населения, территории и отношений между ними.

Таким образом, государство охватывает часть нескольких общественных сфер: политической, демографической, географической. В политологии под государством чаще всего понимается только государственная власть, политическая система общества.

Государственная власть (государство в политическом смысле слова) включает в себя: политическую элиту; государственный аппарат; юридические нормы (конституция, законы, инструкции и т.п.), на основе которых функционирует государственная элита, бюрократия, граждане; материальные ресурсы (оружие, финансы, связь, транспорт, тюрьмы и т.п.), с помощью которых осуществляется политическое насилие.

Население данного государства образует собой демографическую сферу данного общества, рассматриваемую в качестве граждан (людей, обладающих правами и обязанностями перед государственной властью) в экономических формациях или подданных в политических формациях.

Территория данного государства образуется его географической сферой и средой, на которую распространяется данная государственная власть и право. Это часть географической среды планеты, находящейся под юрисдикцией данного государства и признаваемая международными договорами.

Основными функциями государственной власти являются:

  • идеологическая – выработка программных целей, планов, сроков их осуществления;
  • охранительная – поддержание порядка внутри общества;
  • военная – защита и нападение;
  • правовая – установление правовых норм;
  • кадровая – подготовка, распределение кадров;
  • организаторская – исполнение решений, координация деятельности разных органов, мобилизация населения и т.п.;
  • экономическая – сбор налогов, реализация крупных хозяйственных проектов, организация обороны страны и т.п.;
  • образовательная – воспитание подрастающего поколения;
  • научная – организация научных исследований и т.п.;
  • социальная – обеспечение населения работой, жильем, медицинскими услугами и т.п.

В первобытном обществе государства не было: оно появилось в политических (восточных) и экономических (западных) обществах. На Востоке (азиатская формация) деспотическое государство становится центром интеграции людей в политическую формацию.

В итоге все вышеназванные функции государства приобретают интегрирующий характер, превращают людей в винтиков (служилых людей) мощной государственной машины, как это, в частности, случилось в России. Причиной происхождения такого государства было стремление к национальному выживанию.

На Западе (античная формация) демократическое государство становится центром координации людей в экономическую формацию. В итоге все вышеназванные функции государства в западном обществе приобретают координирующий характер, когда частные собственники вступают в рыночные отношения между собой.

Причиной происхождения такого государства было появление класса частных собственников. О разнице между деспотическим и демократическим государством будет рассказано в разделах, посвященных политической и экономической формации общества.

Политическая элита состоит из людей, принимающих важнейшие политические решения. В нее входят президенты, парламентарии, министры, руководители политических партий, профсоюзов, церкви, а также влиятельные писатели, ученые, журналисты и т. п.

Формирование политической элиты есть результат отбора политической системой наиболее ценных для нее людей. В каждой политической системе есть механизм такого отбора, который постоянно совершенствуется.

Политическая элита пользуется многочисленными привилегиями, являющимися, с одной стороны, условиями ее эффективной работы, а с другой – формой стимулирования ее деятельности. Господствующее положение политической элиты отвечает интересам всего общества, поскольку это наиболее активная и творческая часть общества, способная руководить людьми.

Политические элиты осуществляют свою власть над народом через государственную бюрократию (аппарат), которая выполняет роль посредника между вершиной политической системы (политической элитой) и ее основанием (гражданами). Госбюрократия является проводником и исполнителем решений политической элиты, преломляя их через призму конкретных ситуаций в своей профессиональной среде – судьи, милиционера, налогового инспектора и т.п.

Госбюрократия претендует, с одной стороны, на выражение интересов господствующего класса и всего общества, а с другой – имеет собственные интересы сохранения и укрепления своего статуса. Если госбюрократию не контролировать, то она имеет тенденцию к расширению своих властных полномочий.

Это ведет к бюрократизации политической системы. Макс Вебер не случайно утверждал, что проблема власти в обществе – это проблема контроля над бюрократией. Слабость госбюрократии смертельна для любой политической системы. Она есть необходимое зло, без которого не обойтись.

В период социальных революций происходит замена одних бюрократов на других либо по социальному положению (как было при большевиках), либо по национальному признаку, как это происходит сейчас в бывших республиках СССР.

Политически элита реализует свою власть через своих сторонников, поэтому становление “верной” ей бюрократии является чрезвычайно важной задачей. Это хорошо понимал Ленин и большевики, заменяя царский бюрократический аппарат. Когда народные массы принимают волю правящей элиты, то они фактически усваивают те цели и задачи, которые правящая элита ставит перед собой, бюрократическим аппаратом, народными массами.

Политические элиты понимают, что власть, основанная только на применении насилия, непрочна. Они стремятся к выработке широкого согласия, используя для этого различные идеологии, внедряя их в сознание народных масс. Политические элиты постоянно взывают к народным интересам, к чувству справедливости, пролетарскому интернационализму и т.д. Они пытаются предстать перед народом в качестве носителя общечеловеческих ценностей.

Политические партии – элемент политических систем экономического или смешанного (экономико-политического) общества. Их основная функция – завоевание, удержание, организация и реализация политической власти для достижения каких-то целей. Политические партии пытаются представить себя в качестве выразителей интересов каких-то классов или социальных групп.

Нынешний этап развития России характеризуется возникновением большого количества политических партий, многие из которых еще не определили свою социальную базу, т.е. интересы каких классов и социальных групп они хотят выражать. Это свидетельство очередной попытки россиян создать у себя смешанную политико-экономическую формацию.

Важнейшим элементом политических систем являются общественно-политические организации, которые выполняют какие-то профессиональные (главные) и политические (неглавные) функции. Это средства массовой информации (СМИ), профсоюзы, церковь и т.п. СМИ называют четвертой властью по отношению к законодательной, исполнительной, судебной.

Они являются организацией по производству и распространению информации, играют в обществе просветительскую и воспитательную роль, а вследствие этого и политическую. Профсоюзные, лоббистские, предпринимательские организации осуществляют важное посредничество между государственной властью и гражданами.

Например, профсоюзы, выражая интересы различных профессиональных групп (шахтеров, учителей, ветеранов и т.п.), могут серьезно влиять на политику государственной власти. Велика и политическая роль церкви, обусловленная ее массовостью и способностью влиять на мировоззрение людей.

Важнейшим элементом политической системы экономического или смешанного (политико-экономического) общества выступает гражданское сообщество, представляющее собой совокупность партий, общественно-политических организаций и отношений между ними, выражающих интересы граждан и защищающих их перед своим государством.

В эту подсистему могут входить и политические партии, и СМИ, и церковь, и организации по интересам (потребительские, жилищные, спортивные, садоводческие и т.п.), если они выполняют функцию защиты интересов своих граждан перед своим государством.

В отличие от государственной власти, носящей строго иерархический и приказной характер, гражданское сообщество носит преимущественно горизонтальный и демократический характер. В современных либерально-капиталистических и буржуазно-социалистических обществах роль и место фажданского сообщества в политической сфере очень значительна.

Политические системы можно классифицировать по разным основаниям (критериям), иные из которых являются комплексными. Согласно марксистскому подходу можно выделить рабовладельческую, феодальную, буржуазную и советскую политические системы в зависимости от типа формации и господствующего в ней класса: рабовладельцев, феодалов, буржуа, партократов.

В зависимости от характера политического режима, т.е. отношений власти, все политические системы делятся на тоталитарные, авторитарные, демократические. В тоталитарных (диктатурных) системах власть господствует над гражданином, над общественными организациями, над гражданским обществом.

При авторитарном режиме допускаются определенные права и свободы граждан, политических организаций, если они не конфликтуют с авторитарной властью (теократической, монархической, военной). В демократической системе действуют механизмы выборов, контроля, смены политической власти.

Политические системы можно разделить на традиционные и модернизированные в зависимости от характера гражданского общества, дифференцированности политических ролей, способа обоснования власти.

Традиционная политическая система характеризуется неразвитым гражданским сообществом (политически неактивными гражданами), слабой дифференцированностью политических ролей (специализаций), харизматическим способом обоснования власти.

В модернизированных (современных) политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный (законный) способ обоснования власти. Политическое развитие представляется как переход от традиционных к модернизированным обществам, что происходит сейчас в России.

Политические системы также подразделяются на консервативные и трансформирующиеся в зависимости от ориентации на стабильность или перемены. Консервативные системы ориентированы на поддержание установленного политического порядка (например, советская политическая система в период Брежнева).

Трансформирующиеся ориентированы на те или иные перемены, и их в свою очередь можно подразделить на реакционные и прогрессивные. Первые ориентированы на прошлое, а вторые – на настоящее. Так, некоторые считают, что политическая система России, ориентированная на западные демократии, является прогрессивной.

В зависимости от степени концентрации власти выделяют централизованные и децентрализованные политические системы. При централизованной политической системе власть сконцентрирована в руках одного политического субъекта: императора, президента, диктатора, в децентрализованных – рассредоточена по горизонтали между законодательной, исполнительной, судебной, а по вертикали – между центральной и муниципальной.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)