Проблемы взаимодействия массовой информации и аудитории

Отношения между СМИ и массовой аудиторией складываются как непосредственно, так и опосредованно. Выступая контактирующим сторонами, они могут и не находятся в состоянии прямого общения. В этом случае их взаимоотношения осуществляются посредством печатных текстов, видеоизображения и звука, передающихся по определенным техническим каналам.

Данный вариант информационного взаимодействия способствует наиболее полному проявлению таких качеств СМИ, как оперативность освещения явлений и событий, единовременность охвата многомиллионных аудиторий, расположенных в различных регионах, и т. д. Вместе с тем отмеченные качества вносят своеобразие во взаимоотношения с массовой аудиторией.

Изучение этого своеобразия обязывает обратиться к самому процессу создания информации. Этот процесс протекает в редакционном коллективе, в условиях определенного разделения труда.

Редакционный коллектив — вид трудового коллектива, объединенного общностью интересов его сотрудников. Созданный им продукт — массовая информация — продукт коллективного труда. Однако каждый этап на пути формирования и распространения информации имеет относительно самостоятельный характер.

Эти этапы специализируются и дробятся на творческие и технические операции, которые обеспечиваются различными специалистами, задействованными в выпуске газеты или журнала, теле- или радиопрограммы. Такой коллективный труд скрыт от аудитории (в конечном итоге перед военным читателем, зрителем, слушателем предстает конкретный автор публикации, конкретный ведущий передачи. Информационные отношения между ними и аудиторией приобретают характер межличностного общения, опосредованного техническими средствами).

Интересно
Исследования взаимоотношений СМИ и массовой аудитории показывают, что они основываются на механизме информационной потребности и информационного интереса. Фактически аудитория формируется не путем каких-либо предварительных организационных мер, а через содержание социальной информации, на основе ее адресности. Это особенно очевидно в условиях политического плюрализма. В таких условиях чрезвычайно важно знать, как в СМИ отражаются интересы общества и отдельных социальных (социально-профессиональных) групп?

Прежде чем ответить на этот вопрос, отметим, что социальные противоречия так или иначе связаны с природой человеческого сознания, с существованием как частных, личных интересов, так и общих, общественных интересов. Как правило, в первом случае проблема решается на уровне обыденного сознания, во втором — на уровне определенного научно-теоретического осознания действительности. Соответственно в первой выраженности потребитель информации выступает как гражданин, сопричастный к происходящим в стране событиям, во второй — как выразитель общественных (в том числе социально-профессиональных) интересов.

Следовательно, СМИ призваны не только удовлетворять сугубо индивидуальные интересы аудитории, но и активно формировать у нее общественные интересы. Отсюда вытекает, что правильное понимание единства и противодействия общественных, коллективных и личностных интересов имеет важное методологическое значение как в журналистском познании и отражении действительности, так и в отношении массовой аудитории к социальной информации: СМИ не могут нормально функционировать, если их деятельность не связана интересами масс.

Интересы аудитории имеют интегрированную и дифференцированную выраженность. Интегрированный интерес проявляется как общий интерес большой аудитории (социальной группы, воинского коллектива) к наиболее важным проблемам или событиям, информацию о которых она получает или надеется получить от СМИ. Это интерес, который выражает связь человека с обществом, его историей, делами государства. В его основе лежат общие запросы, взгляды, представления, которые усваиваются им по мере осознания своего социального статуса, в процессе профессиональной деятельности, в соответствии со складом характера и т. д. Особенным же в интересах в человека следует назвать все то, что отражает его связь с коллективом, той микросредой, в которой он работает, учится, проводит основную часть своего времени.

Особенное — это отраженные в сознании личности человека интересы той социальной группы, к которой он принадлежит. Именно через эту социальную среду, через этот коллектив человек осваивает накопленный социальный опыт и оказывается связан с обществом. Под воздействием этих факторов у него формируется собственный интерес к социальной информации, которая помогает ему приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения своей профессиональной и социальной роли.

Иными словами, особенное в информационных интересах потребителей информации развивается и крепнет по мере укрепления и развития связей с той средой, с тем коллективом, в который он включен обстоятельствами. И наконец, уникальное, неповторимое в комплексе информационных интересов, есть та его часть, которая присуща только данному конкретному человеку с его специфическими личностными чертами, привычками, характером. Эти особенности определяют и подход воина к выбору информации, в котором как раз и проявляется дифференцированный информационный интерес — интерес особенный, сугубо личностный.

Общие, особенные и специфические интересы движут человеком в его поиске, отборе и потреблении информации. Разумеется, строго «по ранжиру» они не расположены: интересы сочетаются и переплетаются, вступают в противоречие под воздействием обстоятельств. Сложившаяся между ними на какой-то период времени определенная субординация может нарушаться.

В частности, далеко не всегда доминирующим выступает интегрированный интерес, который призван выражать главное стремление нашего современника — быть в эпицентре бурных событий, не отставать от жизни. Конечно, социально-политическая активность позволяет точнее ориентироваться в потоках информации, оценивать, отбирать и аккумулировать информацию в соответствии со специфическими потребностями. Но социально-политические компоненты, как показывают результаты социологических исследований, не занимают приоритетное место в структуре информационных интересов массовой аудитории.

Это означает, что, во-первых, нельзя приписывать социальной группе самостоятельное, независимое от составляющих ее личностей, существование; во-вторых, что деятельность человека как социального существа не всегда носит общественный характер, ибо его собственное бытие есть не только общественная деятельность, в-третьих, что воздействие на общественное сознание и поведение людей невозможно иначе как через воздействие на индивидуальное сознание и поведение.

Следовательно, общественные, коллективные и личные интересы массовой аудитории находятся в состоянии диалектического единства и противоположности. Понятно, само по себе данное положение не раскрывает обозначенной нами проблемы — необходимо не только выявить, но и охарактеризовать основные противоречия, т. е. проблемы информационного взаимодействия в системе «СМИ — массовая аудитория».

Противоречие между ростом объема производства массовой информации и возможностями ее потребления аудиторией — одно из острых противоречий информационного взаимодействия, а значит, и складывающих между средствами массовой информации и аудиторией информационных отношений.

Поскольку любой другой человек живет в мире информации, постольку информированность играет все большую роль в его профессиональной и общественной ориентации, в его развитии как личности. Это ролевое воздействие усиливается, ибо растут информационные потребности и каждого человека в отдельности, и массовой аудитории, и в целом, что ведет к повышению роли массовой информации в развитии всех сфер социальной деятельности, и прежде всего политической. Массовая информация становится одним из важных факторов социально-политического развития общества.

В свою очередь, возрастание объема массовой информации, лавинообразный рост числа всевозможных изданий, значительное расширение объемов радио- и телевещания привели к такому положению, когда производство информации и ее потребление не стыкуются между собой: информации производится столько, что ее невозможно своевременно воспринять в полном объеме, «отсортировать» и использовать по назначению.

Интересно
Разрешение этого противоречия — важнейшая не только социально-политическая, но и методологическая, мировоззренческая проблема, которая с течением времени не упрощается, а усложняется. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, объективно возрастают информационные потребности, а с другой — в огромном потоке массовой информации все более затрудняется своевременный поиск необходимой информации, ее освоение и эффективное использование.

Изучение соответствия и несовпадения функций «производства» и «потребления» в системе информационного взаимодействия, а также складывающихся между ними установочных отношений — чрезвычайно важный момент исследования массовых информационных процессов в обществе.

В информационной системе «производство — распределение — потребление» исходным элементом является личность потребителя информации, а наиболее крупным «функционером» — общество. В контексте исследования информационного взаимодействия это означает, что средства массовой информации и массовая аудитория — разные подсистемы одной общей системы. Их функции в современных условиях соответствуют друг другу, но не равны между собой.

Отсюда следует, что выведение функций всей системы «средства массовой информации — массовая аудитория» возможно только при интеграции функций подсистем. И наоборот: в соответствии с законами диалектики функции системы как бы расщепляются на функции подсистем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)