Правила и принципы конструктивного взаимодействия педагогов с семьями учащихся

Взаимодействие родителей с учителем и учителя с родителями – процесс очень непростой, иногда, взаимодействие не складывается.

На вопрос “Почему?” ответить и просто и сложно.

Чтобы достичь положительных результатов во взаимодействии с семьями обучающихся, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.
  2. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь
    назидать и поучать, это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  3. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте им возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  4. Не спешите с выводами. Обдумывайте всё то, что вы услышали от родителей.
  5. То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учителей, учащихся.
  6. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  7. Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  8. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации не компетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить обратиться за консультацией к специалистам.

Для выстраивания взаимодействия с родителями педагог должен придерживаться следующих принципов, которые дают общее направление, варианты, основу, на которой строится эффективное взаимодействие:

  • уметь настроиться на эффективное общение; уметь говорить;
  • уметь слушать и слышать;
  • уметь задавать вопросы и отвечать на них;
  • уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения;
  • уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения;
  • уметь в ходе общения решать проблемы, не создавая новые;
  • уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить “нет”;
  • уметь признавать свои ошибки и извиняться;
  • уметь показывать своё расположение и благодарить.

Чтобы оценить эффективность учебно–воспитательного процесса, необходимо проводить анкетирование родителей и учащихся по различным темам: «Родители глазами детей», «Режим работы школы», «Формы проведения родительских собраний».

Необходимо устраивать личные встречи с родителями, общаться через электронный журнал, по телефону, посредством SMS сообщений, электронной почты и информационных страничек в Интернете.

Рассылки писем и информационных записок могут помочь школе сделать общение родителей и школы более тесным.

Педагогам необходимо общаться с родителями в простой манере без использования образовательной лексики, классный руководитель должен убедиться в том, что у родителей есть доступ к простой и интересной информации о занятиях их детей в школе, как в пределах, так и вне класса.

Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома.

Учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка даёт возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)