Непрерывное образование как средство самосовершенствования педагога
Идея совершенствования человека всегда присутствовала в учениях и мировоззрении передовых мыслителей (философов, педагогов, психологов и др.). Начиная с 60-х гг. XX в., в мировом сообществе получила распространение концепция пожизненного (постоянного) образования.
Концепция трактуется как разнообразный спектр формирования и развития личности в течение всей жизни и рассматривается как взаимосвязанный процесс школьного и внешкольного воспитания и обучения.
Непрерывное (пожизненное, продолжающееся, возобновляющееся) образование явилось ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе, связанные с изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно ориентированному миру.
В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в непрерывном обновлении знаний и умений. Подготовка человека, способного к самосовершенствованию в течение всей жизни – важная задача современного образования.
В профессиональной акмеологии исследуются закономерности становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.
Акмеология личности исследует закономерности и достижения вершин физического, интеллектуального и духовного развития человеком.
Одной из общемировых тенденций развития профессионального образования является тенденция к его непрерывному характеру. Определение сущности непрерывного образования дано в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть», где под ним понимается такое изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту.
Смысл непрерывного образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений, качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей знания и умения.
При осмысленном подходе к образованию человек, наученный учиться и стремящийся к этому, окажется способным двигаться в том направлении, которое позволит ему максимально самореализоваться.
Интенсивно развивающаяся в последние десятилетия акмеология (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина А.А. Реан и др.) рассматривает саморазвитие и самосовершенствование педагога в качестве основных условий становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.
Государственные образовательные учреждения (общеобразовательная школа, учебные заведения профессионального образования, дополнительное образование, институты повышения квалификации) обеспечивают возможность непрерывного образования как специально организованного обучения.
В масштабном проекте «Образование мирового класса», обозначаются основные жизненные роли, которые предстоит освоить выпуск нику школы, чтобы быть востребованным и компетентным в обществе. Важнейшими среди них являются:
- Реализовавшаяся личность, хорошо осознающая свои способности и потребности, последовательно использующая полученные знания для жизненных выборов, позволяющих вести здоровый образ жизни, продуктивную, наполненную самоосуществлением жизнь.
- Личность со стремлением к поддержке других людей, умеющая ценить взаимоотношения с ними и развивать плодотворные взаимодействия в системе семейных, личностных, деловых связей.
- Человек, находящийся в состоянии перманентного образования в течение всей жизни, способный постоянно приобретать новые знания и умеющий реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира;
- Являться субъектом культуры, относиться к культуре как к ценности, понимать ее значение для личности и общества.
- Высококвалифицированный работник, способный брать на себя ответственность за высокое качество производимого им продукта.
- Гражданин, хорошо осведомленный в области права, истории, политики, экономики, социальных видов деятельности, граждански ответственный.
- Защитник окружающей среды, осознающий сущностные взаимосвязи природных явлений и деятельности человека, ее природосохранный характер, что обеспечит регулирование и увеличение природных ресурсов.
Изменения в социально-экономической сфере современного общества потребовали новых личностных характеристик. Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.
Ориентация на самосовершенствование в течение всей жизни – важнейшее условие эффективной профессиональной жизни педагога. Для этого учителю необходимо овладеть «методами работы с собой», «практиками довооружения себя» в соответствии с поставленными целями.
- Особенности музыкально педагогической деятельности преподавателя музыки
- Понятие о педагогической деятельности
- Компетентностный подход в подготовке учителя музыки
- Профессионально обусловленные требования к личности педагога музыканта
- Преподаватель музыки
- Профессия учителя-педагога
- Культура самообразования и самовоспитания преподавателя музыки
- Роль музыкального искусства в образовании человека
- Новая образовательная парадигма
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу