Концепция самоактуализации Абрахама Маслоу
А. Маслоу – американский ученый – больше известен как психолог, один из лидеров «гуманистической психологии», разработавший иерархию потребностей, в которой высшее место отводил потребностям в творчестве и самоактуализации личности.
Но и для педагогики очень важно искать стимулы в преобладающей сфере потребностей, опираясь на достигнутый уровень
их развития.
Следует заметить, что само понятие «самоактуализация» – одно из родовых гуманистической педагогики. Сам же А.Маслоу в это понятие вкладывал множество смыслов, но для гуманистической педагогики (направления в современной теории и практике воспитания, возникшее в 60-х годах XX века в США как педагогическое воплощение гуманистической
психологии, где в центре внимания уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей и открытая для восприятия нового опыта), скорее всего, важным является следующее: самоактуализация – стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. Человек стремится стать тем, чем он может быть.
А отсюда он предлагает следующую трактовку природы личности: человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, люди – сознательные и разумные сознания, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности; для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие: «self actualization».
Из всех обширных размышлений А. Маслоу, на мой взгляд, следует выделить педагогический аспект. И здесь нельзя не согласиться с Рапацевичем Е.С., составителем Большой современной энциклопедии «Педагогика», который пишет:
А это уже связано с вполне реальной организаций педагогической поддержки процессов самопознания, самопонимания, адекватного отношения к себе.
Педагог, рискнувший создать условия для самоактуализации своих воспитанников, по мнению Е.С. Рапацевича, должен, во след А. Маслоу, учитывать следующие основные позиции:
- Человек свободен и ответственен за свои решения, какой образ жизни выбрать и как стремиться актуализировать свой потенциал; чем старше человек, чем выше поднялся в иерархии потребностей, тем он свободнее.
- Поведение человека регулируется рациональными силами, принятием рациональных решений и стремлением рационально актуализировать свой потенциал.
- Человек рассматривается как единое целое. «Именно Джон Смит хочет есть, а не желудок Джона Смита», потому человек является целостным существом, стремится к самоактуализации.
- Умеренный конституционализм, выращенный в концепции мета-потребностей с использованием таких терминов, как «врожденное стремление», «инстинктивный», «присущий человеку», означает, что стремление актуализировать свой потенциал есть врожденное, а не приобретенное качество.
- Постоянное стремление к личностному росту, когда люди обладают способностью решать, какими они хотят стать, приводит к тому, что личность непременно меняется.
- Каждый человек уникален в выражении этих потребностей, то есть человек стремится актуализировать уникального себя в соответствии со своей собственной оценкой.
- Несмотря на то, что потребности являются врожденными, значительная роль отводится ситуационным переменным, то есть влиянию мотивации (врожденных потребностей) и социальному и физическому окружению, оказывающему влияние на поведение человека.
- Автор склоняется к положению гетеростаза, ведущего к вершинам личностного роста, однако человек не все время стремится к росту – часть его жизни включает переживание разрядки напряжения.
- Людей нельзя изучать традиционными методами, именно поэтому они непознаваемы, традиционное изучение человека по частям необходимо заменить таким подходом, который позволит людям демонстрировать свой субъективный опыт в холистической манере (как иерархию ценностей).
С самого начала и по сей день разработанная А. Маслоу теория самоактуализации вызывала и вызывает жаркие дискуссии
и даже – протесты. Однако нельзя не признать, что стремление к самоактуализации есть стремление к самоутверждению за счет проявления, а также специфического включения целого набора личностных структур сознания, и не учитывать все это в воспитательном процессе нельзя.
- Генезис этнопедагогики
- Связь этнопедагогики с народной педагогикой и педагогической антропологией
- Этнопедагогика как научная дисциплина в рамках общей педагогики
- Этнопедагогика
- Проблема религиеведческой безграмотности и пути ее преодоления
- Воспитание в Турции
- Воспитание в Курдистане
- Воспитание в Ливане
- Система воспитания в Исламе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу