Ассортиментные стратегии
При формировании ассортимента такие инструменты, как включение товаров в структуру ассортимента или исключение из нее, выступают основой управления расширением, сокращением или обновлением ассортимента.
Ассортиментные стратегии (стратегии ассортиментной политики) базируются на четырех основных направлениях:
- узкая товарная специализация;
- товарная диверсификация;
- товарная вертикальная интеграция;
- товарная дифференциация.
Практика российских и зарубежных предприятий показывает, что многие успешные предприятия применяют в своей работе стратегический «микс», т.е. сочетают несколько направлений одновременно с разработкой собственных путей экономического роста.
Рассмотрим далее виды ассортиментных стратегий.
Узкая товарная специализация
Впрочем, она не всегда свидетельствует о недостаточности ресурсов, специфичности технологий производства или ограниченности товаров, не рассчитанных на широкую аудиторию. Причиной избрать узкую товарную специализацию в виде основной стратегии может служить глубокая сегментация рынка данного товара. Часто на такой шаг идут лишь небольшие компании, переживающие период изменения рынков.
Новые товары могут продолжать линию предыдущей продукции, а могут быть абсолютно не связанными с ней. Такая товарная политика ограждает предприятие от риска внезапного снижения спроса на один вид товара или от кризисных ситуаций в какой-то определенной области.
Преимуществом ассортиментной стратегии «товарная диверсификация» выступает возможность использования собственного опыта (управленческого, маркетингового, производственного) в сочетании с наработками других фирм, которые успешно продвигают новые товары.
Вертикальная интеграция направляет предприятие осваивать и контролировать всю отрасль: от добычи/закупки сырья до путей сбыта готовой продукции.
Товарная дифференциация связана с позиционированием компанией своих товаров как особенных и отличных от продукции компаний-конкурентов.
Причинами для разработки такой ассортиментной стратегии могут стать следующие товарные показатели:
- улучшенное качество;
- технологическое превосходство;
- новшество разработок;
- отличная сырьевая база.
Особенностью товарной дифференциации является то, что она обеспечивает узнаваемость товара, причем использовать ее можно и при наличии всего товарного разнообразия, имеющегося у компании.
Деятельность, нацеленная на достижение рациональности ассортимента, образует управление ассортиментом, основными элементами которого выступают создание ассортимента и постановка уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.
Формирование ассортимента включает в себя деятельность по составлению товаров, позволяющих удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, поставленных руководством компании.
Ассортиментная политика включает следующие мероприятия:
- установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах;
- определение основных показателей ассортимента и проведение анализа его целесообразности;
- обнаружение источников товарных ресурсов, нужных для формирования целесообразного ассортимента;
- оценку материальных потенциалов компании для выпуска, распределения и/или реализации некоторых товаров;
- определение главных направлений разработки ассортимента.
Формирование ассортимента основывается на заранее выбранных целях и задачах конкретной компании, что позволяет определить ее ассортиментную политику – цели, задачи и основные направления создания ассортимента, заданные ее руководством.
- Оценка эффективности ассортиментной политики компании
- Ассортиментная концепция
- Понятие ассортимента и этапы разработки ассортиментной политики компании
- Анализ потенциала рынка и прогнозирование объема продаж
- Анализ привлекательности товарной категории
- Система продакт-менеджмента компании
- Товар как объект управления в комплексе маркетинга компании
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу